Семь чудес света

Памятные свидетельства скульптурного и архитектурного наследия Древнего мира известны нам как семь чудес света. О них писали историки и путешественники древности, а автор самого первого в истории человечества трактата Геродот увековечил их в своей Истории». Создатели кроссвордов и викторин часто включают их в свои задания. Что же входит в это понятие? Предлагаем освежить в памяти названия величайших сооружений, и расскажем о каждом более подробно.

Вот они, семь величайших памятников Древнего мира:

  • Древнеегипетские пирамиды (III тыс. до н.э.)
  • Сады Семирамиды (VIІ в. до н.э.)
  • Статуя Зевса в Греции (V тыс. до н.э.)
  • Храм Артемиды в Турции (VI в. до н.э.)
  • Мавзолей в турецком Галикарнасе (IV тыс. до н.э.)
  • Колосс Родосский (изваяние бога Гелиоса, о.Родос, в период с 292 по 280 г. до н. э.)
  • Александрийский маяк в Турции (ІІІ век до н.э.)

Древнеегипетские пирамиды

В Древнем Египте (ІІІ тыс. до н.э.) гробницами для фараонов служили пирамиды. Великие Пирамиды, как их еще называли, расположены в Гизе, недалеко от Каира. Наиболее известным является комплекс из трех пирамид: Менкаруа (Микерина), Хафра (Хефрена), Хуфу (Хеопса). Для фараона Хеопса была построена наибольшая пирамида. В течение 3,5 тыс. лет она считалась высочайшим строением в мире. 146,6 м. – ее изначальная ее высота. Из-за утерянного в результате землетрясения венчающего камня сейчас ее высота — 137,5 м. Сложенная из 2,340 млн. блоков ракушечника, каждый весом от 5 тонн и со сторонами у фундамента 230,38 м., она производит впечатление целого монолита. Блоки были настолько хорошо отполированы и точно уложены, что 0,5 мм. просветы между ними были практически не видны. Все составляющие части обрабатывались нехитрыми приспособлениями: медными топорами и пилами, диоритовыми молотками, шлифовальными каменными орудиями. Целостность монолита пирамиде придавал отполированный известняк, которым она облицована и замурованный вход в святилище фараонов. Внутри строения находится сеть запутанных ходов, один из которых ведет к погребальной комнате фараона, другие – в западни. В одной из них хранится саркофаг фараона, высеченный в красном граните.

Вторая по величине пирамида Хефрена высотой 136 м. (в начале 143,5 м.) расположена на более высоком холме, что делает ее соперницей Великой пирамиды Хеопса. Рядом с пирамидами находятся захоронения жен фараонов, вельможей и слуг.

Этот комплекс на плато Гиза бесстрастно охраняет каменный сфинкс.

Висячие сады Семирамиды

Пик расцвета Вавилона припал на правление царя Навуходоносора ІІ (VIІ век до н.э.). Его любимой женой была дочь мидийского царя Киаксара. Для нее, выросшей в цветущей зеленой Мидии и тосковавшей в пыльном и душном Вавилоне, царь и построил висячие сады, оставшиеся в истории вторым чудом света. Сады были четырехуровневые на кирпичных опорах. Площадка каждого яруса состояла из каменных блоков с камышовой основой и асфальтировалась. Двойной пласт кирпича и свинцовые пластины лежали поверх конструкции. Сверху насыпался слой плодороднейшей земли, чтобы прихотливые растения могли расти в комфортных условиях. Ярусы располагались ступенями, соединенными широкими лестницами и оформленными красными и белыми изразцами. Тысячи рабов ежедневно качали воду из Евфрата для полива всевозможных кустарников, деревьев, цветов, привезенных из разных стран. Такая волшебная красота в засушливом Вавилоне создавала ощущение чуда и не могла не восхищать жителей и гостей города. Со временем жизнь в городе пошла на спад, постепенно разрушились и сады. И только в памяти они остались висячими садами Семирамиды, прославленной создательницы Вавилона, жившей задолго до правления Навуходоносора (IX в. до н.э.)

Статуя Зевса

В греческой Олимпии (V тыс. до н.э.) свершилось историческое событие — архитектор Либон возвел храм в честь бога Зевса. Храм самого почитаемого древнегреческого бога был выстроен из известняковых блоков и сиял великолепием фронтонов из мрамора с изображенными на них подвигами Геракла, состязаниями богов и битвами мифологических персонажей. Знаменитое творение скульптора тех времен Фидия – сидящая на троне статуя Зевса (15 м. в высоту), находилась внутри храма. По разным ам, ее создание относится к 430 — 440 годам до н.э. При изготовлении скульптуры использовались только лучшие материалы: слоновая кость и золотые пластины. Зевс величественно сидел на троне, обшитом слоновой костью и золотом. Подлокотники, спинка и подножие трона были украшены панно с изображениями богов и богинь.

Основой для скульптуры служило дерево. Верхняя, не прикрытая одеждой часть туловища была из слоновой кости, а плащ, прикрывающий нижнюю часть – из золотых пластин. Гордо поднятая голова, украшенная венком из веток оливкового дерева — из золота. В правой руке Зевса — фигурка Ники (богини Победы), также выполненной из золота, в левой – жезл, украшенный изображением орла (сакральной птицы бога). На ногах Зевса, стоявших на скамейке со скульптурками львов, сверкали золотом сандалии.

Игры, учрежденные в честь триумфальной победы Зевса над отцом Кроном, проходили в Олимпии и назывались Олимпийскими играми. Начинались они традиционно с жертвоприношения Зевсу и проводились целых 300 лет. Император Феодосий І в 393 году наложил запрет на Олимпийские игры, как на элемент идолопоклонничества. Со временем статую разграбили, потом и вовсе, по преданиям, переправили в Константинополь. Там она и превратилась в пепел во время очередного пожара. Это чудо светасохранилось только в древних описаниях и на отчеканенных монетах.

Храм Артемиды

В городе Эфесе (ранее – греческом, а сейчас на территории Турции) в VI веке до н.э. был возведен величественный храм богини охоты и плодородия Артемиды. Начал строительство культового сооружения известный в то время скульптор Херсифон, а после его смерти – продолжатель рода, сын Метаген. Завершали строительство жилища богини через 120 лет Деметрий и Пеонит. Размеры храма действительно впечатляли: 51 м. в ширину, 105 м. в длину. Коллонада храма включала 127 колонн, высота каждой из них — 18 м. Уникальный храм возвели на болотистом грунте, вначале укрепив его, и таким образом, обезопасили его целостность от частых землетрясений. Один честолюбивый эфесский житель Герострат, не обладавший никакими достоинствами, решил странным способом оставить память о себе для потомков, и совершил поджег храма Артемиды в 356 году до н.э. Спустя несколько десятилетий рухнувшую крышу и поврежденные стены перестроил архитектор Хейрострат. Он немного поднял основание и увеличил количество ступеней. В самом центре храма стояла деревянная, украшенная золотом пятнадцатиметровая скульптура Артемиды в образе матери-кормилицы. Ее окружало огромное количество картин и статуй. Богатое убранство святилища было разграблено готами в 263 г. Во времена Византийской империи плиты из мрамора, которыми был облицован храм, разобрали для других построек. На этом месте позднее стояла и христианская церковь, не сохранившаяся до наших дней. Но самое главное разрушение храму нанесла болотистая почва, постепенно поглотив некогда великое сооружение. Только через полтора тысячелетия английский археолог нашел фундамент храма и части колонн с барельефами, хранящиеся сейчас в Британском музее.

Мавзолей в Галикарнасе

В IV веке до н.э. столичным городом провинции Карии был Галикарнас – один из красивейших городов тогдашней империи Персии. Наибольший его расцвет пришелся на 377-353 года до н.э., правил Галикарнасом в то время Мавсол. Желая после смерти находиться в пышно убранном помещении, жена Мавсола – Артемисия стала инициатором возведения семейной усыпальницы, позже названной Мавзолеем. Авторами проекта были архитекторы Сатир и Пифей. Основой величественного строения был фундамент из необожженного кирпича. Облицованный мрамором пьедестал, украшенный в верхней части фризом и мраморными рельефами, восхищал великолепным убранством. Посредине располагалась гробница с помещением для приношений, окруженная 36 колоннами ионического стиля. 24 ступенчатая пирамидальная крыша была увенчана шедевром скульпторов Пифея и Скопаса – колесницей четверки лошадей и фигурами Мавсола и Артемисии из мрамора. По бокам и между колоннами размещались сюжетные композиции величайших скульпторов того времени: Бриоксиса, Леохара, Скопаса. Тимофея. Каждый из них оформлял одну из четырех стен Мавзолея. Подвиги Тесея, битва греков с амазонками, состязания Пелопа послужили темами для оформления.

Полтора века восхищал своей уникальностью Мавзолей в Галикарнасе, пока его не разрушило сильное землетрясение. В XV веке эта территория была завоевана крестоносцами. Используя мраморные блоки Мавзолея, на его месте был построен замок Святого Петра. Позже на смену им пришли турки, и возвели там цитадель Бодрум. В середине XIX в. из стены крепости изъяли 12 вмурованных в нее мраморных рельефов, и теперь они — экспонаты Британского музея.

Колосс Родосский

Согласно легенде, бог Солнца Гелиос не только был создателем острова Родос, подняв его из морской пучины. Он помог жителям освободиться от осады македонского царя Деметрия І. Благодарные островитяне решили увековечить это событие постройкой огромной статуи, получившей название Колосса Родосского. Началось строительство шестого чуда света в 292 году до н. э. Харес — известный скульптор, уроженец города Линд, 12 лет работал над величественной статуей Гелиоса. Бронзовый сорокаметровый Колосс в виде здорового, крепкого юноши был хорошо виден издалека и изумлял размерами моряков, подплывающих к острову. Глиняная конструкция, стоящая на каменных столбах, скреплялась железом и обшивалась бронзой. Отлитые части по очереди поднимались вверх по земляным насыпям. До наших дней не сохранилось точных сведений о том, где именно стоял этот исполин. Наиболее вероятными считаются два места его расположения: в гавани, где Гелиос в позолоченной короне держал в поднятой руке факел, а корабли проплывали между его расставленными ногами. Второе вероятное место — на площади в центре города, на мраморном постаменте с приставленной ко лбу рукой, вглядываясь вдаль. Это чудо светаоказалось неспособным выдержать природные катаклизмы и высилось над городом чуть больше 50 лет. В 220 году до н.э. катастрофическое землетрясение, обрушившееся на Родос, уничтожило его. Несмотря на многочисленные попытки восстановления исполинской статуи, они не увенчались успехом. Еще долго фрагменты статуи, лежащие на земле, удивляли и восхищали всех своими размерами. В хрониках Плиния Старшего говорится, что пальцы великана были настолько огромны, что даже один из них редко кто мог обхватить двумя руками. Около века пролежали обломки Колосса на земле. В 977 году захватившие остров арабы продали бронзовые фрагменты безвестному купцу для переплавки. На этом закончилась история самого хрупкого чуда света».

Александрийский маяк

Самый великий полководец Древнего мира Александр Македонский в 332-331 годах до н.э. стал инициатором основания в Египте нового столичного города– Александрии с роскошными дворцами, живописными парками и садами. В мусейоне – центре эллинистической науки, обители для талантливых поэтов и ученых, жили и творили математики, философы, медики, историки, поэты. В Александрийской библиотеке хранилось около полумиллиона трудов знаменитых философов древности. В городе находилась также усыпальница Александра Великого. Столица, построенная в дельте Нила, имела огромное экономическое значение. Множество кораблей причаливали к ее берегу. Нил был опасен для мореплавателей илистым мелководьем и только очень опытные лоцманы могли провести корабли без риска сесть на мель. Поэтому архитектор Сострат Книдский в 285 году до н.э. на ближайшем к городу острове Фарос начал строительство Александрийского маяка, седьмого чуда света. Трехэтажная 120 метровая конструкция стояла на квадратной основе площадью 900 м². Первый этаж (60 м.) был сложен из больших известняковых плит. Восьмигранная башня второго этажа (40 м.) была выложена плитами из мрамора. Ее грани были украшены мраморными скульптурами. Некоторые из них выполняли функции флюгеров (указателей направления ветра). Круглая башня третьего этажа, над куполом которой высилась 7 метровая статуя Посейдона, завершала конструкцию. Сам купол поддерживался гранитными колоннами. В башне круглосуточно горел костер. Свет от него отражался в сложной конструкции металлических зеркал и был настолько ярок, что проплывающие корабли видели его издали. Дрова для костра подвозились на запряженных ослами телегах по широкой спиральной лестнице. Маяк выполнял еще одну важную функцию – он был цитаделью для защиты от неприятеля. Там располагалось воинское подразделение. На случай осады была припасена вода в огромных цистернах в подземной части маяка.

Почти целый век Александрийский маяк служил ориентиром для кораблей. Постепенно, с развалом Римской империи огонь на его башне погас, а сама башня обрушилась. Довершило участь многих достопримечательностей Древнего мира землетрясение в 796 г. Позже арабы, заселившие Египет, предпринимали неоднократные попытки восстановить маяк. Но такое масштабное строительство было им не под силу и до XIV в. высота конструкции была чуть меньше 30 м. А в XV в. на этом месте возвели крепость Кайт-Бей и развалины Александрийского маяка навсегда остались в ее фундаменте.

: Discoveric.ru