• Горячие новости Динского Района
  • Новости - Мир и Мы]
  • О динском районе
  • Фото-галерея
  • Контакты

Высекая в душах искру

Недавно всю страну потрясли новые угрозы из Интернета – «Синий кит», «Беги или умри». Это обеспокоило не только детей и родителей, но и Государственную Думу и президента страны. Действительно, чудовищно то, что происходит: ловкие взрослые умело манипулируют сознанием ребенка, последовательно толкая его к самоубийству. А цель сугубо коммерческая: больше подписчиков, больше рекламы, денег. Таков уровень безнравственности современной жизни.



Но мы не хакеры, мы не можем поймать в сети этих мерзавцев. У нас другая роль,
мы – родители, библиотекари, которые каждый день имеют дело с детьми, и мы должны понимать, почему дети идут на это, что им не хватает, что нужно для формирования тех личностных качеств, которые помогут противостоять давлению деструктивных сил.

Мы поддерживаем очень тесную связь с родителями наших юных читателей, подбираем книги для них, постоянно рекомендуем им детскую литературу для совместного чтения. При этом настаиваем, что нужно читать и с подростками, а не только с малышами.

Как-то в общении с родительницей я рассказала о книге Альберта Лиханова «Обман» и в ответ получила: «А зачем моему ребенку такие тяжелые книги? У него все хорошо, у него полная семья, к чему ему сложности, проблемы сиротства?» И это сейчас массовое явление – страусиная позиция: я спрячу голову в песок, и пусть где-то несчастья и беды, а у меня все хорошо. Как сказал А. Солженицын в одной из своих «Крохоток»: «Мы-то не умрем!»

Мальчик, 6-й класс, пишет в отзыве: «Муму» не понравилась». Это не повесть не понравилась, это не понравилось ему, что она заставила плакать, переживать, жалеть Герасима и его собаку, возмущаться, болеть душой за несправедливость, исходящую от Барыни.

Многие современные дети и их родители, как говорится, не хотят «заморачиваться». Не хотят читать книги, рассказывающие о сложных периодах нашей истории, о несчастьях, бедах в семье, сиротстве, жизненных испытаниях.

Вот и получается, что система ценностей перекашивается. Ребенок, слишком благополучный, не понимает, что такое «хорошо жить» и «жить плохо». Выходит, что если нет смартфона последней модели, то зачем такая жизнь!

Той мамочке я так и ответила: «Наши дети слишком благополучны и не знают, что такое плохие, пьющие родители и детство, полное лишений, потому и не ценят нас и наши усилия по созданию их благополучия: они считают, что все это само собой разумеется». Поэтому и надо читать эти книги, надо знать, как люди жили в войну, как страдают дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, как тяжело ребенку без родителей. Надо, чтобы пробуждались необходимейшие качества, без которых нет настоящего человека: чувство справедливости, милосердия, деятельное сочувствие, умение сопереживать другому человеку, стремление делать добро и помогать людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.

Именно такие книги дал не одному поколению советских и российских детей Альберт Анатольевич Лиханов.

Я не буду рассказывать, как мы, библиотекари, всю свою жизнь работаем с творчеством чтимого нами писателя. Альберт Анатольевич очень много сделал для библиотек России, постоянно сотрудничает с ними и все это знает. Какие же чувства порождают у детей герои Альберта Анатольевича? Что высекают они в душе ребенка?

«Что я знаю о войне? – пишет девочка 12 лет. – Ничего. Я не читала книг о войне и не смотрела фильмов. А надо ли мне это знать? В этом году я впервые взяла в руки книги о войне, а среди них «Детская библиотека» А. Лиханова. После этой книги мне не стало легко. Но ее нельзя не читать. Она запала мне в душу. Светлую грусть, гордость, слезы вызывала у меня эта книга». Обращаясь к герою этой книги Коле (отзыв написан в виде письма к нему), девочка пишет: «Из твоего рассказа я узнала, как трудно было жить вам в военную пору. Холод, голод. Но как тебе повезло, что ты познакомился с удивительным человеком – Татьяной Львовной. Мне она тоже очень понравилась. Теперь я знаю, как относились к библиотеке дети военной поры, что, как и тогда, так и сейчас, библиотека – духовный храм».

Благодаря творчеству Лиханова дети узнают нашу историю. Но ведь история – не набор цифр и фактов. Книги Лиханова – источник эмоциональной памяти поколений. Они подают события жизни людей военной и послевоенной поры через их душевные переживания, через чувства и эмоции: только в этом случае это затрагивает, запоминается.

Девочка 11 лет пишет о книге «Джордж из Динки-джаза»: «Это произведение заставило мою душу быть чуточку добрее и помогать людям, даже когда они об этом не просят». Сильно сказано: «заставило» – видимо надо иногда и так. Писал же Заболоцкий о душе: «Держи лентяйку в черном теле!»

«Читая эту книгу, я испытывала жалость к ребятам, у которых не было денег сходить в кино. Мне никогда не нравятся разделения между людьми (бедный – богатый). Я испытывала такую ненависть к этому жадному мальчику, даже несмотря на то, что он делился с ребятами! Он должен был сам давать деньги ребятам! А если уж его попросили, то нужно было это делать с душой, а не вести себя так, как будто он – звезда!»

То есть это та книга, которая заставит душу смягчиться и раскрыться бедам других людей. При чтении проявляются гуманные чувства, сочувствие к обездоленным, неприятие социальной несправедливости. Наивно убеждение в том, что человек должен быть добрым и делиться с окружающими. Но это здоровая наивность, это формирование внутренней правоты, убеждения в том, что когда мы обращаемся к людям за помощью в трудных ситуациях, просить не стыдно, стыдно не дать. На то мы и христиане.

«После прочтения этого романа («Никто») я осознала, что на самом деле я счастлива, что у меня есть семья. И пусть иногда я злюсь на родителей, важно понимать, что если бы их не было, у меня была бы другая судьба. Я хотела бы, чтобы никто из родителей никогда не оставлял своих детей одних», – пишет девочка 15 лет.

О книге «Мужская школа» мальчик, 13 лет, высказался так: «Лично меня заинтересовала эта книга больше других, потому что этот герой очень похож на меня: он любит читать книги и удаляться в тот волшебный мир, который может спасти от суеты и грязи настоящего, которое во многом разочаровывает. Такие же у него, как у меня, проблемы с одноклассниками и не очень педагогичными учителями». А потом добавил: «Главное в жизни – это доброта и любовь. Если хочешь видеть добро в мире, начни с себя. А любовь не та, что сердечки на открытках, за которыми ничего нет, а готовность заботиться о благе любимого и делать добро для него, а не для себя, и принимать это как данность».

Книга не может заменить ребенку любящих и умных родителей, хорошую школу и верных товарищей, но поддержать в трудную минуту, подсказать, помочь бороться с одиночеством, решать проблемы, как говорил Л. Н. Толстой, «пустыни отрочества», безусловно, может. И один из мудрых советчиков, человек, не теряющий нравственных императивов и знающий детскую душу, – Альберт Анатольевич Лиханов с его замечательными книгами.

Будем надеяться на то, что читающие и думающие дети не будут совершать опрометчивые поступки и покупаться на смертельную агитацию «нечистоплотных» людей.

А. В. СЕДЕНКО. Заведующая отделом библиотеки им. братьев Игнатовых.



20.04.2017 | Админ | Просм. 358 | Комм. 0 | Категория: Мир и мы