• Горячие новости Динского Района
  • Новости - Мир и Мы]
  • О динском районе
  • Фото-галерея
  • Контакты

Благодарность от Сталина, или Как новотитаровский авиаполк за Севастополь сражался

Считаю, что мне здорово повезло! Как и других ветеранов, меня пригласили в поездку в Севастополь и Крым. Конечно, руководству администрации Динского района и совету ветеранов пришлось приложить много усилий, чтобы наша патриотическая поездка состоялась. Но впечатлений мы получили море, в основном положительных.



Вношу предложение: такие поездки-экскурсии в Крым, Севастополь и Керчь сделать для ветеранов ежегодными. Они должны стать нашим уважением к подвигам защитников Отечества. Недавно краевед Т. А. Чекрыгина опубликовала в «Трибуне» список жителей Динского района, награжденных в боях за Севастополь. Но на самом деле их гораздо больше!

Для примера я предлагаю вам, уважаемая редакция, опубликовать материал о летчиках 453-го дальнего бомбардировочного авиационного полка (453 ДБАП), базировавшегося в станице Новотитаровской, который участвовал в сражении за Севастополь с первого – октябрь 1941 года – и до последнего – июль 1942 года – дня! Почти двести (вдумайтесь!) летчиков 354-х экипажей наших «соколов» погибло в небе Крыма и Севастополя.  Как все начиналось?

В конце августа 1941 года на аэродром в станице Новотитаровской после выполнения секретной операции в Иране перебазировался 453-й дальний бомбардировочный авиационный полк. С этого времени полк становится активным участником боевых действий в Крыму, над Севастополем и под Ростовом. Фашисты, узнав о размещении авиаполка на Кубани, предпринимали неоднократные попытки уничтожить его. Вели разведку, организовывали высадку диверсионных групп, распространяли слухи о возможном бомбовом уничтожении станицы Новотитаровской, провоцировали панику. Срочно созданный из коммунистов и комсомольцев истребительный батальон и активная работа контрразведки предупредили происки врага, дали возможность летчикам эффективно выполнять свои боевые задания. Сложность боевых действий полка была в том, что тихоходные, громадные бомбардировщики оставались без сопровождения и защиты наших истребителей, и это приводило к потерям от скоростных истребителей противника.

Приняв полк, майор Я. П. Прокофьев начал с обучения летчиков более безопасным ночным полетам. Это требовало высокого мастерства, особенно при заходе на посадку. За 10 месяцев боевых действий над Севастополем и Крымом полк уничтожил: 88 танков, 215 пушек, 530 автомашин, 181 вагон с военными грузами, 20 железнодорожных станций, 4 паровоза, 10 мостов. На аэродромах врага было сожжено 36 самолетов, 2 сбито в воздушных боях, уничтожено несколько тысяч фашистов.

Но и потери полка были значительными: 35 самолетов с экипажами из 4-8 летчиков. На последнем оставшемся ДБ-4 около 30 человек в конце июля 1942 года, всего за неделю до оккупации станицы Новотитаровской фашистами, перебазировались под Баку.

9 мая 1980 года состоялась встреча ветеранов полка с жителями станицы Новотитаровской. В это же время в центральном парке был открыт памятник летчикам, сражавшимся в небе Кубани. Идея создания памятника принадлежит мне, работавшему тогда директором школы № 29, а строительство осуществили рабочие под руководством председателя МСО В. П. Рыбалко.

На памятнике надпись:

«Ваш грозный строй летит в века,

Сердца волнуя вечным зовом,

Крыло в крыло, к руке рука,

В военном воздухе суровом!»

На встрече летчики подробно рассказали о секретной операции в Иране и боевом пути полка. Летом 1941 года авиаполк базировался в Ленинакане. С началом войны полку была поставлена задача: уничтожить гитлеровский экспедиционный корпус, высадившийся на территории Ирана. Фашисты намеревались нанести удар по СССР с юга (Армянская ССР) и втянуть в войну Турцию.

Наша разведка донесла о маршруте движения фашистских эшелонов к Тегерану, столице Ирана. Поднятый в небо авиаполк в количестве 37 машин вышел точно на цель и за три дня уничтожил 18 эшелонов живой силы и техники. Остальное помогли завершить жара и песок пустыни. При выполнении операции полк потерял один экипаж...

В Кировабаде с июля 1942 года полк переучивался в связи с вооружением армии новой авиатехникой, а самолетов еще не было ни новых, ни старых. И тогда три друга-командира – Стариков, Какулия, Финкельштейн – решили на собственные деньги купить боевые машины любого производства, лишь бы громить врага, а не сидеть на аэродроме. Требовались значительные суммы. Зарплат летчиков на это не хватало.

Лейтенант Финкельштейн попросил бабушку, жившую в Самаре, продать семейное драгоценное колье.

Лейтенант Какулия обратился к жителям родного аула, и земляки ему помогли.

Лейтенант Стариков написал в Сибирь любимой девушке, которая работала секретарем райкома комсомола. Деревни двух сибирских районов собрали деньги на самолет земляку.

Все собранные деньги были переведены в штаб Красной Армии. И вот однажды в два часа ночи полк был поднят по тревоге и построен. Генерал достал из нагрудного кармана документ и прочитал: «Старшие лейтенанты Стариков, Какулия, Финкельштейн! Благодарю за заботу о Красной Армии. Ваши пожелания будут исполнены. С уважением, Иосиф Сталин».

Строй летчиков ответил дружным «УРА!!!».

В ноябре 1942 года полк перевели в город Иваново, и он приступил к освоению не трех, а сорока самолетов американского производства, средних бомбардировщиков «Бостон А-200». Техникам и инженерам полка пришлось здорово потрудиться, заменяя американское вооружение на советское.

С января 1943 года полк приступил к боевым действиям в составе 2-го бомбардировочного авиационного корпуса генерала И. Полбина, дважды Героя Советского Союза.

За боевые заслуги полк был награжден орденом Александра Невского и получил наименование «Будапештский».

А летом 1944 года полк базировался в Полтаве, на Украине. Летали бомбить военные и промышленные объекты нацистской Германии. В это время начал боевые действия второй фронт союзников, и американские летчики тоже стали летать бомбить гитлеровцев.

Один из экипажей союзников попал под мощный зенитный огонь и был подбит. С трудом перетянув через линию фронта, экипаж совершил вынужденную посадку в Полтаве. Американцы искренне радовались своему спасению и считали, что отвоевались...

Но командир полка Прокофьев собрал инженеров и техников и приказал отремонтировать «американца» к утру. Благо, самолет был такой же, – «Бостон А-200». В пять часов утра союзников подняли с постелей и отправили в столовую, несмотря на их возмущение. Экипаж автобусом подвезли к прогреваемому, отлично отремонтированному самолету. Бомбы были подвешены, люки загружены. Союзники погрустнели и улетели...

А в полк пришла депеша из американского посольства с благодарностью советским летчикам, техникам и командирам.

Б. К. КОЗАЧЕНКО. Заслуженный работник культуры Кубани.



07.08.2017 | Админ | Просм. 288 | Комм. 0 | Категория: Мир и мы